Бухгалтерский и налоговый учет дизельного топлива

Согласно действующему законодательству РФ, дизельное топливо, приобретаемое юридическими лицами и ИП, подлежит обязательному учету. Порядок и нюансы этой процедуры прописаны в «Правилах учета ГСМ», которые для организаций разного типа могут разниться. Однако учтите, бухгалтерский и налоговый учет довольно сильно разнятся между собой. И если не учитывать эти нюансы, можно заработать серьезные проблемы с законом.

Специфика бухгалтерского учета

Покупатель становится полноправным владельцем дизельного топлива в момент заправки или перекачки солярки в принадлежащий ему резервуар. Поэтому при разработке формы учета фирме надлежит действовать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности – руководствоваться положениями о реквизитах бланков первичных учетных регистров.

Бухгалтерия обязана использовать только количественные показатели. Так, правила учета ГСМ определяются, исходя из способа их закупки:

При покупке за наличные необходимы следующие проводки следующих форматов:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
71 50 Деньги на закупку топлива выдаются под отчет
10 71 ДТ учитывается в рамках авансового отчета
19 71 НДС по купленному ДТ
68 19 «Входящий» НДС, подразумевающий вычет.

Если для закупки ГСМ используются топливные карты/талоны:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
60 51 Перечисления на карты, отражаются в виде аванса.
68 76 Авансовый НДС принимается к вычету.
10 60 Учет ранее отпущенного ДТ.
19 60 Отражаемый НДС по солярке.
68 19 Вычет НДС по ГСМ.
76 68 Восстановление НДС с аванса, который ранее был принят к вычету.

При проведении бухгалтерского учета ГСМ списывают по факту расхода. Правда, в большинстве моделей автотранспорта и других приборов, работающих на солярке, отсутствуют датчики, позволяющие до мл определить, сколько ДТ было потрачено на ту или иную поездку. Поэтому для расчета затрат нередко используют показатели спидометра, помноженные на принятый компанией норматив.

Суммарная стоимость растраченного за месячный период топлива в этой ситуации рассчитывается в соответствии с показаниями, зафиксированными в путевых листах или системах GPS-отслеживания. При этом используется проводка: ДЕБЕТ 20 – КРЕДИТ 10. Чтобы при отражении цены ДТ принять к вычету НДС поставщика, сначала получите с него счет-фактуру (в соответствии с письмом Минфина № 03-07-11/335 от 03 августа 2010 г).

Нюансы налогового учета

Чтобы правильно вести учет приобретаемого ДТ, компания должна заранее определить, каким образом она будет обосновывать данную строку расходов. Самый простой вариант – руководствоваться распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г (текущая редакция - от 20 сентября 2018 г), где подробно расписаны нормы расхода ГСМ для большинства транспортных средств. Однако, как правило, пользуются им лишь профильные организации, использующие машины для транспортировки грузов или людей. Остальные же предпочитают иные способы. Закон это позволяет. В налоговом кодексе нет однозначных указаний, какие именно нормативы обязано использовать юридическое лицо, выполняющее соответствующие расчеты. И тут возможны две ситуации:

  • Вариант №1. Взять информацию у производителя автомобиля.
  • Посмотреть показатели расхода дизельного топлива можно в технической документации, идущей в комплекте с транспортным средством.

  • Вариант №2. Рассчитать нормативы самостоятельно
  • Руководство компании формирует комиссию из ее сотрудников (или привлекает экспертов со стороны) и выполняет необходимые замеры практическим путем. Заливает в бак транспортного средства определенный объем дизельного топлива и отслеживает, за сколько км то полностью израсходуется. Затем литры делятся на километры, указанные на спидометре, и получается искомый норматив. Так выполняются замеры для движения автомобиля в различных условиях (зимой и летом, с грузом и без, по простой трассе и проблемной). Собранные результаты фиксируются в нормативном акте, и тот подписывают все участники комиссии.

  • Вариант №3. Утвердить единый норматив
  • Этот способ частично перекликается с предыдущим. С той лишь разницей, что компания утверждает всего один норматив. А учет повышенного расхода ДТ (например, в зимнее время) ведет путем введения соответствующих поправочных коэффициентов.

Однако необходимо понимать, что во всех трех случаях возможны погрешности, поскольку учет ведется на основании теоретических, а не практических значений. Поэтому организация должна регулярно сверять фактические остатки топлива с документальными. И чем больше эти расхождения, тем чаще нужно производить проверку. Как правило, раза в месяц – вполне достаточно, однако в отдельных случаях сверку необходимо делать раз в неделю, а то и каждый день.

Документы, используемые для расчетов

Как уже неоднократно упоминалось, формат учета дизельного топлива у разных организаций может разниться. Поэтому и набор документов, используемых при расчетах, также будет отличен. Однако есть и общие бумаги.

Первая форма, о которой следует упомянуть, - отчет движения дизтоплива. Именно на основании него бухгалтерия в дальнейшем будет вести все связанные расчеты и готовить последующую документацию. Его формирует материально ответственное лицо, которое отвечает за выдачу ГСМ. В документе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность сотрудника, получающего солярку.
  • Объем выдаваемого горючего, его вид, марку.
  • Цель запроса.
  • Документы, на основании которых производилась выдача (товарно-транспортная накладная, карточка учета ГСМ и т.п).
  • Остаток топлива на начало/конец отчетного периода.

В качестве дополнения отчету нередко используются приходно-расходные документы. Они помогают сделать картину движения ГСМ более полной и понятной. Когда документы заполнены и проверены, ответственное лицо заверяет их своей подписью.

Второй немаловажный документ – ведомость учета выдачи ГСМ, где прописывается все топливо, выданное работникам компании за отчетный период. В документе содержится информация о:

  • Транспортном средстве (модель, год производства, регистрационный номер).
  • Горючем (марка, объем).
  • Водителе (Ф.И.О, табельный номер).

Также в документ (при необходимости) можно внести данные о ДТ, выделяемом на ремонт и/или техническое обслуживание автомобиля. Но только, если у водителя имеются соответствующие накладные или лимитно-заборные карты.

Заверяется ведомость и лицом, ответственным за выдачу дизтоплива, и получающим горючее водителем. Параллельно материально ответственное лицо делает соответствующую пометку в путевой лист.

Путевые листы

Как упоминалось выше, учет расхода финансов организации на закупку дизельного топлива не обходится без использования путевых листов. Этим термином принято обозначать бумаги, которые используют для первичного отражения пробега транспортного средства.

В теории фирмы по развозу и доставке обязаны использовать путевые листы, форма и реквизиты которых прописаны в приказе Минтранса №12 от 18 сентября 2008. Компании, использующие автомобили, как вспомогательную технику, могут разработать собственные бумаги, отталкиваясь от положений ФЗ №402 от 06 декабря 2011 года. Однако в действительности и те, и другие предпочитают использовать документы, утвержденные постановлением Госкомстата № 78 от 28 ноября 1997 г. Там форма путевого листа напрямую завит от вида транспортного средства (для грузовых один вариант, для легковых – другой).

При любом из вариантов, запомните:

  • Максимальный срок действия документа – один календарный месяц.
  • На каждое транспортное средство (будь то машина или мотоцикл) оформляется собственный путевой лист.
  • Обязательно должны быть отражены все маршруты совершенных за месяц поездок и нормы расхода, утвержденные для данного средства передвижения.

Поскольку документ первичен, старайтесь составлять его максимально подробно и развернуто. Так у вас не будет трудностей с обоснованием необходимости использования транспорта, а значит, и проблем с налоговой.

Иногда использование путевого листа невозможно. Например, когда дизелем заправляют не транспортное средство, а пилу или какую-то специализированную технику. В таких случаях просто оформляют акты на списание ГСМ, которые мы рассмотрим далее.

Электронные системы отслеживания

Еще недавно единственным документом первичного учета движения транспортного средства были путевые листы, заполнявшиеся водителями. Малейшая ошибка – и наблюдалось расхождение реальных показателей с отраженными в документах. Однако так было до письма № 03-03-06/1/354, опубликованного Минфином РФ 16 июня 2011 года. С того момента подтверждать топливные расходы стало возможно с помощью распечаток маршрутов, полученных из систем GPS-отслеживания. В последующие годы эти сервисы развивались семимильными шагами, сегодня с их помощью можно отследить передвижение транспортного средства буквально до метра. А значит, и рассчитать расход ГСМ максимально точно.

Правильный учет «бонусного» топлива

Те, кому доводилось сталкиваться с куплей-продажей транспорта, знают, что нередко довеском к автомобилю идет солярка, оставшаяся в топливном баке. Когда этот «бонус» изначально прописывается в договоре, никаких проблем не возникает. Бухгалтер учитывает его по тем же правилам, что и закупаемое обычным путем.

Однако распространены случаи, когда в подписываемых бумагах о топливе нет ни слова. В подобной ситуации действовать надо, исходя из объема имеющейся солярии. Если он не велик, никаких дополнительных телодвижений не требуется. Учет поступления/списания дизеля начинают вести с первой заправки. Когда топлива много, нужно оформить его как:

  • Безвозмездную передачу. В этой ситуации цену ГСМ нужно проводить по дебету счета 10 и кредиту – 98 (доходы будущих периодов). Списание же выполняют по дебетам счета 98 и 20, 26 или 44 (на выбор) и кредитам 91 (прочие доходы и расходы) и 10 (материалы). Налоговый учет дизтоплива выполняют по ст. 250.8 НКРФ.
  • Излишки, что удалось выявить во время инвентаризации. В рамках бухгалтерского учета их проводят по дебету 10 и кредиту 91. При налоговом – по ст. 250.20 НК РФ.

Когда вы не покупаете, а продаете машину, в баке которой осталось ДТ, лучше отдельно прописать это в договоре. Тогда вы без труда разведете эти продажи (ГСМ и машины) на две разные операции. Если соответствующего пункта в бумагах не оказалось, бухгалтер проводит эти расходы по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом же учете эти траты не отображаются, поскольку, согласно ст. 270.16 Налогового кодекса, стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе, никак не влияет на размер облагаемого дохода.

Если транспорт берется в аренду

Нередко ситуация решается довольно просто. Стороны договариваются, что арендатор по истечении срока аренды просто вернет автомобиль с тем же объемом ГСМ, что и брал. Формально владельцем топлива так и остается арендодатель, а документально передвижения солярки никак не отображаются.

Однако подобная практика ошибочна, ведь арендатор пользуется ДТ, а значит, должен вести его учет. Поэтому, если хотите сделать все правильно, воспользуйтесь одним из описанных ниже вариантов:

  • Проведите передачу ДТ, как «реализацию». Согласно ей, на момент начала аренды арендодатель продаст вам ДТ, а по ее окончанию вы продадите ему аналогичный объем солярки.
  • Оформите товарный заем. Арендатор станет заимодавцем, а вы – заемщиком.

Оба варианта законны и равнозначны по эффективности. Какой из них выбрать, решает бухгалтер организации, исходя из текущего положения дел.

Учет компенсаций ГСМ

Ситуации, когда для выполнения рабочих задач привлекается личный транспорт сотрудника, для многих организаций давно уже привычны. Посетить клиента в нерабочее время, завести груз по адресу, находящемуся «по пути» к дому – вариантов наберется не один десяток. Закон (в частности, Трудовой кодекс) обязывает работодателя компенсировать работнику подобные издержки. Но и здесь не обходится без нюансов.

Размер компенсационных выплат

Чтобы соблюсти все правила налогового учета, обратимся к ст. 188 ТК РФ. Согласно ей, сотруднику полагается денежная компенсация, если его имущество используется в интересах нанимателя с согласия последнего. Размер выплаты стороны определяют самостоятельно при составлении соответствующего письменного соглашения. Ограничений нет, однако рекомендуется устанавливать обоснованные значения, поскольку для налогообложения прибыли существуют определенные нормативы. Так, согласно п. 1.11 ст. 264 НК РФ, затраты, охватывающие компенсационные выплаты, допускается применять исключительно в пределах Постановления Правительства №92 от 08 февраля 2002 г, где закреплены нормы:

  • Для машин, у которых объем двигателя не превышает 2 тыс. см3 – 1200 руб.
  • Для легковых автомобилей с большим объемом кубов – 1500 руб.

Соответственно, учесть сумму, превышающую эти нормы, не удастся. Что подтверждается ст. 270.38 Налогового кодекса. Также учтите, что отдельное возмещение стоимости дизтоплива Минфином приравнено к сверхнормативным выплатам. А они по налогу на прибыль налоговую базу не уменьшают.

Как правильно оформить компенсацию

Чтобы в дальнейшем не было недопонимания с налоговой, составьте двустороннее письменное соглашение, оформив его, как приложение к действующему трудовому договору. Формат и текст документа вы вправе определять самостоятельно. Но обязательно укажите:

  • Данные сотрудника (Ф.И.О, должность).
  • Характеристики транспортного средства (марка и гос. номер, год выпуска, объем двигателя).
  • Правила расчета компенсации (на основе пройденного в рабочих целях километража или чего-то иного).
  • Принятые нормативы расхода топлива (прописанные в руководстве по эксплуатации машины, установленные фирмой, Минтрансом или какие-то иные).

Работодателю же следует контролировать, чтобы получающий компенсационные выплаты сотрудник:

  • Предоставил копии свидетельства о регистрации ТС и руководства по его эксплуатации.
  • Надлежащим образом вел учет рабочих поездок на личном транспорте в путевых листах.
  • Своевременно предоставлял эти и другие документы, подтверждающие расход дизтоплива, в бухгалтерию.
  • Обращаться за компенсационными выплатами необходимо в последний рабочий день месяца, когда выполнялись поездки.

Как организации правильно оформить расходы на компенсацию

Расходом компенсационная выплата становится только с того момента, когда ее переводят работнику. До этого момента учитывать эту сумму в расходах запрещено законом. Чтобы правильно обосновать траты, руководство фирмы должно либо заключить с работником договор, о котором писалось выше, либо выпустить соответствующий приказ (иной локальный нормативный акт). На каком бы варианте вы ни остановили свой выбор, убедитесь, что в нем указаны:

  • Размер компенсационных выплат.
  • Правила и сроки получения.
  • Данные сотрудников, которым эти выплаты предназначаются.

Допускается списывать расходы на компенсацию на те же счета учета затрат, что используются при оформлении заработной платы сотрудника. Главное, не забудьте указать, что в учет идут лишь те дни, когда автомобиль эксплуатировался. Если же сотрудник был в отпуске, на больничном, в командировке или отсутствовал на рабочем месте по каким-то другим причинам, компенсация ему не полагается. Обосновать это требование можно письмом Минфина № 03-03-01-02/140 от 16 мая 2005 г.

Правила списания дизельного топлива

Если хотите, чтобы ваша бухгалтерия была в порядке, знаний о правильном учете горючего недостаточно. Как и прочее имущество фирмы, солярку также нужно корректно списывать. Для этого обратимся к приказу Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г (в редакции от 16.05.2016 г). Согласно главе III, посвященной отпуску материально-производственных запасов, списывать ГСМ надлежит одним из 2 способов:

  • По средней себестоимости.
  • По себестоимости запасов, которые приобретались первыми по времени1 (метод ФИФО).

Поскольку курсы рубля и нефтепродуктов нестабильны, на практике все чаще применяют первый вариант. Цену поступления горючего складываем со стоимостью остатков, а затем получившееся значение делим на сумму поступления и остатка в натуральном выражении.

Бухгалтерский учет ДТ проводится по счету 10, дебит которого используется для учета прихода ГСМ, а кредит – для списания. С налоговым учетом ситуация несколько сложнее. Чтобы правильно оформить данную операцию, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Для каких целей используется транспорт?

    Если на нем развозят людей или товары, ГСМ включают в материальные затраты (п. 1.5, ст. 254 НК РФ). Если же машины используются, как служебные, дизельное топливо относят в категорию «прочих расходов» (п. 1.11, ст. 264 НК РФ).

  • Требуется ли нормирование расходов на списание солярки?
  • Для ответа на этот вопрос обратимся к реквизитам путевого листа. Данный документ содержит информацию о фактическом пробеге транспорта и использовании дизтоплива. Однако в Налоговом кодексе РФ нигде не указано, что для расчета обязаны приниматься исключительно эти нормы. Поэтому расчет вести можно как по данным, полученным практическим путем, так и по теоретическим нормативам.

  • Как быть, если нормы расхода для используемого организацией транспорта не утверждены?
  • Позиция Минфина РФ по этому вопросу проста. Если нормативов нет, фирма/ИП может разработать их самостоятельно или посредством привлечения профильных организаций. После того, как техническая документация будет утверждена, расчеты нужно выполнять с ее помощью. Однако учтите, если вы превысили нормы списания дизеля, установленные вами же, и указали это превышение в налоговом учете, налоговая инспекция может отказаться признавать это расходом. А значит, вас ждет доначисление налога на прибыль. Единственная возможность решить вопрос в вашу пользу в этой ситуации – обращение в суд.

Как видите, процессы учета и списания дизельного топлива не так уж и сложны (хотя и требуют предельного внимания). Другое дело, когда закупается некачественная солярка, и у фирмы появляются дополнительные расходы на повторную закупку ДТ, списание неликвида, ремонт поврежденной техники. Чтобы не сталкиваться с подобными казусами, серьезные фирмы приобретают дизельное топливо только у поставщиков, чье качество работы не вызывает сомнений.

Компания «НефтеГазЛогистика» работает на отечественном топливном рынке с 2008 г. Мы сотрудничаем с ведущими НПЗ страны и перед отправкой проверяем каждую партию в собственной лаборатории. Покупая топливо у нас, вы можете рассчитывать не только на качество продукта, но также на:

  • Доступные цены, которые всегда ниже средних по рынку.
  • Быструю доставку. Как правило, с момента обработки заявки до получения топлива клиентом проходит не более 3 часов.
  • Выгодные акции. Для постоянных клиентов мы разработали персональные предложения, а оптовым покупателям предоставляем бесплатную доставку при заказе от 1000 л.

Заинтересовались? Чтобы сделать заказ, звоните по телефону, указанному в шапке страницы. Или оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.



Заказать обратный звонок